Статьятæ
"Æскъола куы фæдæн, раст йеуæд уыдис демократийы
05:04 / 19.08.2022
Хъæуы астæу æввахсæй-æввахсмæ æппæт хъæуы
16:48 / 11.11.2022
Земфирæ, Зинæ æмæ Изо уыцы рæстæджы райгуырдысты, кæд Бордзомæй Гудзаргоммæ
16:55 / 13.11.2022
Сæрды ам уæ бон нæ æсуыдзæн равзарат чи бынæттон
23:29 / 20.11.2022
Турманты Валийайы хæдзар Суканатубаны хъæуы къуымтæй сæ рæсугъддæр
02:10 / 26.11.2022
Къæлиндар
«« Мшaҧымзa 2024 »»
п в с ч п с в
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 12345
Новости
Ткемлована – село, переоформленное по конкордату
Вечером, когда мы собирались вернуться в Гори, в село на машине въехали два человека. Наш хозяин встретил их у дверей.

- Здравствуйте, вы здешний? – спросили Мурада Кортиева.
- Да, а в чём дело?
- Не продаёт ли кто-нибудь дом, мы хотим под дачу? – спросил гость.
- А ты откуда? – спросил хозяин.
- Мы из Дирби.
- Я ничего не знаю, не могу сказать, - этими словами он проводил жителей Дирби.

Господин Мурад вернулся во двор. Достал сигарету, прикурил и глубоко затянулся.

«Мои отец с матерью ходили вон на ту гору, где было пустое место, на окраине леса, обрабатывали, то картофель сажали, то ещё что-то. Я и сам удивляюсь, такие места они обрабатывали. Нас здесь жило 4 фамилии - Гаглоевы, Кортиевы, Джагаевы и Гатикаевы. Была одна семья Кокоевых, да и то моего дяди, а сейчас? Здешние места поросли лесом. Иди, посмотри, что здесь творится», - сказал и направился к насаждениям фасоли за домом, воду, мол, надо перекрыть.

Село, о котором мы рассказываем, последнее в Дзамском ущелье. Это место все называют Дзамским ущельем, а на самом деле мы находимся в ущелье Ткемлованис Цкали. Ткемлованис Цкали сливается с рекой Дзама гораздо дальше.

В туристический сезон здесь ездит множество машин. Прихожане и визитёры едут к монастырю Козифа. Едут мимо села Ткемлована и думают: «Как бесхозно забросили дома. Слава Богу, монахи здесь».

Дзамское ущелье в действительности хранит другую трагедию. 30 лет назад здесь люди ездили на арбах. В 8-классную школу дети часто ходили босиком. В долину спускались только раз в неделю, несли сыр, водили ягнят на продажу…



«Помню, как бабушка заставляла нас собирать камни. Мы столько камней собирали, чтобы очистить дорогу, иногда думаю, как нам это удавалось», - говорит Русудан Пилиева, которая сегодня живёт в эмиграции. Её дедушка и бабушка жили в Ткемлована.

В прошлом году она приезжала вместе с двоюродными. Пришла к дедовскому дому и видит: огромная ограда, внутри которой находится двухэтажный дом.

«Батюшка сказал, что, мол, я могу сделать, мы узнавали про вас, искали, а когда вы не появились, вот так вышло. Я очень понервничала. Нас найти было несложно. В деревне живут наши двоюродные, у них можно было узнать про нас. Я быстро уехала из деревни, но я всё равно сумею вернуть дом моих дедушки и бабушки», - рассказала нам госпожа Русудан.

«Я этот дом храню для своих двоюродных», - сказал нам Мурад Кокоев. «Да, огородили, но дом никто занять не сможет. Когда они приезжают, у них должен быть свой дом».

Село Ткемлована опустело в 1990 году. Грузино-осетинский конфликт перенесли очень тяжело. Когда слышали издалека шум машины: «Быстрее, нападают». Люди, взрослые и дети, а также старики, бежали к лесу. Смотрели из сосняка, что происходило в деревне.



Неформальные группировки, которые действовали с разрешения тогдашних властей Грузии, грабили население. Особенно те сёла, где было много коров, овец и коз. Грузили скот на машину и так уезжали.

«Когда мы решили уезжать, пошли навестить моего дядю. Мы его еле нашли, еле-еле нашли в лесу, в таком месте он прятался. Прошло очень много лет, но невозможно забыть то, что перенёс этот работящий народ», - поведала нам госпожа Русудан. Она извинилась перед нами, потому что была на работе, и должна была покинуть нас. «Когда приедете в деревню, там один красивый дом, он с балконом. Зайдите в этот дом, откройте двери. Если погода испортится, укройтесь, отдохните на балконе, больше никак принять вас не могу», - с этими словами Русудан Пилиева с нами попрощалась.

Мураду Кортиеву уже 70 лет. В 1990-е годы он не уехал в Северную Осетию, остался в Грузии и жил в Гори. В 1996 году в ущелье появились монахи. Они заняли под жильё покинутые дома. В село вскоре вернулся и Мурад Кортиев. Поскольку его отчий дом разваливался, он перешёл жить в дом двоюродного брата. В село Ткемлована 20 лет назад поселилась ещё одна семья из Гори.

С 2019 года началось строительство дороги из Элбакианткари до Ткемлована. А продажа земельных участков интенсивно возобновилась. Тысячи гектаров, числящихся на балансе Карельской мэрии, уже отчуждены. В конце 2019 года на основании конкордата Карельская мэрия пришла к соглашению с Публичным реестром о том, что церковь и земля, на которой она расположена, должна быть передана Патриаршеству. Так и случилось.

Print Email
FaceBook Twitter

Ацы фарсыл рапарахатгонд æрмæджытæ ирон æвзагмæ тæлмацгонд æрцыдысты Стыр Британийы æмæ Цæгат Ирландийы баиугонд паддзахады фæсарæйнаг хъуыддæгты минис¬трады финансон æххуысæй. Уыдоны мидис æнæхъæнæй авторы бæрндзинад у æмæ ницæй тыххæй нæй гæнæн æркаст цæуой куыд Стыр Британийы æмæ Цæгат Ирландийы баиугонд паддзахады фæсарæйнаг хъуыддæгты министрады æмæ, иумæйагæй, баиугонд паддзахады хицауады, позицийы равдыстдзинад.
Materials published on this web-site are translated into Ossetian language with financial support of Foreign Commonwealth Office of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Their content is the sole responsibility of the author and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the Foreign Commonwealth Office of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland or more generally that of the United Kingdom Government.